Tom Clancy’s Rainbow Six Siege – тактический шутер, одной из особенностей которого является множество оперативников. Какие роли им традиционно приписываются и для каких задач они лучше всего подходят?
Добрый день, мои дорогие любители тактического геймплея. В прошлый раз мы с вами рассмотрели сугубо практический аспект – монетизацию. Теперь же, когда каждый смог определиться с тем изданием игры, которое ему по душе, время обратиться к тому, что оказывает большое влияние на качество получаемого игрового опыта – а именно оперативникам и их особенностям.
Здесь стоит сделать небольшое отступление: стоит помнить, что Радуга хоть и пытается выглядеть реалистичным шутером, таковым на сегодня не является. Плохо ли это? Однозначно – нет. Реалистичность вообще накладывает серьезные ограничения, замедляя и делая геймплей для любителей быстрых и агрессивных действий слишком «вязким». Итак, мы (по крайней мере, я) определились, что Радуга в текущем виде – это вольная фантазия разработчиков на тему реалистичных спецопераций, что открывает большие возможности для введения новых игровых механик, а значит – и ролей. Собственно, перейдем непосредственно к ним.
Сразу отмечу, что указанные роли отражают лишь склонность оперативников к чему-то, так что никто вам не указывает, кого и как играть. Кроме того, ничто не мешает комбинировать роли.
Роли оперативников защиты
Anchor (или же «якорь») – оперативник, не обладающий выдающимися особенностями для постоянного перемещения, но способный стать серьезной проблемой для атакующих благодаря хорошим инструментам для удерживания позиции.
Roamer (роумер aka шило в заднице) – оперативник, имеющий огромную подвижность и, в целом, «заточенный» на постоянное перемещение по карте, за счет чего оказывают огромное давление на противника, сильно замедляя его продвижение к объекту, ведь «незачищенные» роумеры обязательно ударят в спину.
Utility (ютилити, просто полезные ребята) – оперативники-универсалы, могут быть как роумерами, так и якорями. Так в чем особенность? Их берут в первую очередь из-за уникальной способности, вокруг которой полностью строится их игра.
Роли оперативников атаки
Fragger (фраггеры, как правило, лучшие в убийствах) – оперативники, имеющие явную склонность к постоянной доминации над противником. Обычно встречается сочетание высокой мобильности, нагибучего оружия и полезной в определенной ситуации способности.
Breacher (открывашки) – оперативники, способные вскрыть обычные и/или усиленные стены. Обычно на них строится определенная стратегия на раунд и потерять одного из них в самом начале – большая потеря.
Support (поддержка) – оперативники, которые помогают остальным членам своей команды, прямо или косвенно. Однако, не стоит заранее рисовать себе в голове образ этакого стереотипного лечащего жреца, поскольку эти ребята обладают и весьма хорошим арсеналом.
Также (поскольку в дальнейшем я буду часто это использовать) отдельно отметим взаимную связь между скоростью оперативников и их защитой. Итак, 3 единицы скорости тождественны 1 единице защиты, 2 ед. скорости = 2 ед. защиты, 1 ед. скорости = 3 ед. защиты. Скорость – тут все довольно очевидно: чем она выше, тем быстрее перемещается оперативник и тем меньше он шумит. Защита – тут все поинтереснее: защита меняет множители проходящего урона! Итак, для оперативника с 1 ед. защиты урон в тело имеет множитель 1, в ноги – 0,75; для 2 ед. защиты эти цифры равны соответственно 0,9 и 0,675; 3 ед. защиты – 0,8 и 0,52.
Теперь настало время постулировать правило двух «У»: «Любой из представленных в игре оперативников может быть охарактеризован с помощью двух параметров – универсальности и уникальности, которые обратно пропорциональны друг другу».
Рассмотрим же теперь поочередно всех оперативников, применяя это правило и присваивая им роли в зависимости от сочетания параметров, оценку которым я поставлю, основываясь на своем игровом опыте.
Защита
Стандартные оперативники
Jager
Универсальность: 7/10
Уникальность: 3/10
Предпочтительная роль: Roamer
Jager имеет высокую скорость перемещения (3 ед. скорости), хороший арсенал, полезную способность (девайс, уничтожающий гранаты) и гаджеты, после установки которых может отправляться куда глаза глядят.
Bandit
Универсальность: 6/10
Уникальность: 4/10
Предпочтительная роль: Roamer, Utility
Bandit – высокая скорость (3 ед.), хороший арсенал (на мой взгляд, его MP7 является чуть ли не лучшим оружием среди защитников), полезные гаджеты – чем не идеальный Roamer? Ключ к ответу – его способность, которая делает его самым лучшим (из 2 существующих) «пресекателей вскрытия» (hard breach denyier) и на некоторых картах буквально заставляет его сидеть рядом с усиленными стенами, занимаясь bandit-tricking’ом. А поскольку его способность не нарушает работу, а полностью уничтожает девайсы, предназначенные для вскрытия стен – Bandit более частый гость в составе, нежели Mute.
Mute
Универсальность: 6/10
Уникальность: 4/10
Предпочтительная роль: Utility
Mute – второй защитник, способный как-то противостоять оперативникам, предназначенным для вскрытия стен. Однако, его способность лишь нарушает работу девайсов атакующих, позволяя супостатам снова подбирать их и использовать. Две единицы скорости, неплохое основное оружие (тут есть определенная доля предвзятости с моей стороны: пусть MP5 и его модификации является самым распространенным оружием среди защитников – ИМО, это оружие с самым лучшим сочетанием огневой мощи и удобства контроля), полезные гаджеты. На некоторых точках активно используется вместо Bandit’а.
Smoke
Универсальность: 8/10
Уникальность: 2/10
Предпочтительная роль: Anchor
Smoke – практически постоянный гость на про-лигах. Имеются: прекрасный арсенал (в том числе весьма годный дробовик, в основном использующийся для создания путей для более быстрой ротации между точками, а также SMG-11 – вспомогательное оружие с чудовищной скорострельностью), сильная способность, способная при правильном использовании остановить продвижение оппонентов на целых 30 секунд, 2 ед. скорости.
Doc
Универсальность: 5/10
Уникальность: 5/10
Предпочтительная роль: Anchor
Doc – единственный оперативник защиты, который может поднимать своих тиммейтов дистанционно и, вообще, как-то хилить. 3 ед. защиты, отличный арсенал (в который входит ACOG, позволяющий держать очень узкие углы и за счет этого получать преимущество).
Rook
Универсальность: 5/10
Уникальность: 5/10
Предпочтительная роль: Anchor
Rook – оперативник защиты, оказывающий наибольшее влияние на вероятность победы (основываясь на статистических данных, внимание на рисунок в конце раздела) за счет своей способности – сумки с керамическими пластинами, которые многие незаслуженно игнорируют, а зря – ведь пластина не только повышает показатель защиты (поскольку добавляет к входящему урону множитель 0.8), она еще увеличивает время истекания кровью (да, звучит так себе) и еще одна фишка: при получении смертельного урона (но не хэдшота!) Вас гарантированно положат истекать кровью, а не убьют. Также имеет в своем арсенале ACOG.
Castle
Универсальность: 4/10
Уникальность: 6/10
Предпочтительная роль: Anchor
Castle – неоднозначный оперативник. Неплохой арсенал (но не «отличный»), 2 ед. скорости и вишенка на торте – способность (бронепанель, устанавливаемая на двери и окна), которая, на деле, больше вредит, чем помогает. Играет в очень немногих сетапах и может причинить пользу обычно лишь при игре командой.
Pulse
Универсальность: 5/10
Уникальность: 5/10
Предпочтительная роль: Utility
Pulse – оперативник, способный выполнять любую задачу благодаря своей способности (датчик пульса, по сути – легальный wallhack). 2 ед. скорости, арсенал неплохой.
Kapkan
Универсальность: 6/10
Уникальность: 4/10
Предпочтительная роль: Roamer, Anchor
Kapkan – когда-то давно был единственным оперативником, расставляющим ловушки, но сейчас он – один из многих. Отличное вооружение, 2 ед. скорости и способность, приучающая новичков проверять дверные проемы (ловушка, крепящаяся на дверном проеме православным шуруповертом и наносящая урон невнимательным оппонентам).
Tachankin
Универсальность: 1/10
Уникальность: 9/10
Предпочтительная роль: Anchor
Tachankin – один из местных генераторов мемов. Неплохой арсенал, 3 ед. защиты и ужасная способность (турельный ручной пулемет), делающая его статичной мишенью (что не мешает, впрочем, иногда результативно на нем играть).
DLC оперативники
Frost
Универсальность: 4/10
Уникальность: 6/10
Предпочтительная роль: Anchor, Roamer
Frost – одна из многих, т.е оперативник с ловушками. Но тут есть важная особенность: ее ловушки (силки, располагаемые на полу) нельзя уничтожить EMP-гранатами Thatcher’а. Хороший арсенал, 2 ед. скорости.
Valkyrie
Универсальность: 5/10
Уникальность: 5/10
Предпочтительная роль: Utility
Valkyrie – интересный оперативник. Ее способность (мини-камеры) могут в умелых руках буквально «делать игру», а также делают ее, как и Pulse, глазами команды. Неплохое вооружение, 2 ед. скорости.
Caveira
Универсальность: 3/10
Уникальность: 7/10
Предпочтительная роль: Roamer
Caveira – та, что приходит внезапно и наказывает невнимательных оппонентов. Ее способность состоит из нескольких вещей: 1. Она может перемещаться практически бесшумно. 2. Она может допрашивать истекающих кровью врагов, давая легальный wallhack все команде. 3. Luison – пистолет с глушителем, наносящий 99 единиц урона вблизи и 100% «роняющий» супостата, т.е оставляющий его истекать кровью. Арсенал (за исключением Luison и ударных гранат) ужасен: ПП имеет низкую скорострельность и урон, дробовик получше (но зачем, когда есть Luison?)). Примечание: моя первая покупка за 25к очков славы, рекомендую не повторять за мной (только если вы не гений игры).
Echo
Универсальность: 5/10
Уникальность: 5/10
Предпочтительная роль: Anchor
Echo – 3 ед. защиты, а также ACOG. Отличный арсенал, где мы снова видим MP5 в виде модификации с интегрированным глушителем. Способность делает его почти незаменимым на режиме с бомбами (два дрона, испускающих акустические импульсы).
Mira
Универсальность: 4/10
Уникальность: 6/10
Предпочтительная роль: Anchor
Mira – 3 ед. защиты, отличное вооружение и способность, которая может превратить некоторые точки в настоящие крепости – пуленепробиваемое зеркало Гезелла, которое, к тому же, можно еще и открыть (но обычно не надо). Хорошая Mira в сыгранной команде делает чудеса.
Lesion
Универсальность: 5/10
Уникальность: 5/10
Предпочтительная роль: Utility
Lesion – один из наиболее сбалансированных в плане уникальности и универсальности оперативников. Его способность (почти невидимые иглы с ядом) позволяет ему исполнять любую роль, ведь он (в отличие от любого другого оперативника с ловушками) видит все свои мины (GU mine) на экране, что позволяет ему собирать информацию. Арсенал отличный, 2 ед. скорости.
Ela
Универсальность: 5/10
Уникальность: 5/10
Предпочтительная роль: Roamer
Ela – быстрый (3 ед. скорости) оперативник, обладающий великолепным (!) арсеналом, полезной способностью и отменной филейной частью. Пусть последняя особенность прямо таки привлекает внимание, стоит рассмотреть способность: оглушающие мины «Гром», которые можно прикрепить к любой поверхности. К сожалению, ударных гранат в гаджетах больше нет.
Vigil
Универсальность: 6/10
Уникальность: 4/10
Предпочтительная роль: Roamer
Vigil – думаю, можно без особых опасений назвать его лучшим роумером в игре. 3 ед. скорости, великолепный арсенал (в котором есть ненавидимый многими за свою самую большую в игре скорострельность SMG-12), ударные гранаты – взболтать, но не смешивать. Способность, однако, может быть достаточно полезной – при активации убирает Vigil’а со всех камер.
Maestro
Универсальность: 5/10
Уникальность: 5/10
Предпочтительная роль: Anchor
Maestro – медленный оперативник (3 ед. защиты) с отличным арсеналом, где есть и пулемет, и ACOG для него. Способность позволяет Maestro установить две пуленепробиваемые (в закрытом состоянии) турели.
Alibi
Универсальность: 5/10
Уникальность: 5/10
Предпочтительная роль: Roamer
Alibi – 3 ед. скорости, неплохой арсенал и способность, создающая голограмму самой Alibi на месте установки. Кроме того, если противник выстрелит в голограмму, его позиция будет на несколько секунд засвечена.
Распределение оперативников защиты по пикрейту и винрейту во время операции Para Bellum
Атака
Стандартные оперативники
Sledge
Универсальность: 5/10
Уникальность: 5/10
Предпочтительная роль: Breacher, Fragger
Sledge – здоровенный мужик с кувалдой (способность), которой пробивает бреши в стенах (не усиленных), баррикады в дверях и окнах. Арсенал великолепный, в котором даже есть осколочные гранаты (довольно редкая штука среди атакующих). 2 ед. скорости.
Thatcher
Универсальность: 4/10
Уникальность: 6/10
Предпочтительная роль: Support, Fragger
Thatcher – в первую очередь берется ради его способности — EMP-гранат, уничтожающих либо отключающих электронные девайсы защитников. На сегодня (пока еще не вышел Maverick) – лучший друг Thermite и Hibana. Арсенал неплохой, 2 ед. скорости.
Ash
Универсальность: 5/10
Уникальность: 5/10
Предпочтительная роль: Breacher, Fragger
Ash – крайне шустрая дама (3 ед. скорости), еще один генератор мемов про отсутствующий хитбокс головы. Арсенал великолепный, способность полезная (дистанционный пробивной заряд, вскрывающий не усиленные стены).
Thermite
Универсальность: 6/10
Уникальность: 4/10
Предпочтительная роль: Breacher, Support
Thermite – довольно долгое время оставался единственным оперативником, способным открывать усиленные стены (до появления Hibana), собственно, это и есть его способность – открыть большой ростовой проход в усиленной стене. 2 ед. скорости, неплохой арсенал.
Twitch
Универсальность: 6/10
Уникальность: 4/10
Предпочтительная роль: Fragger, Support
Twitch – обладательница шок-бота, который может (будучи достаточно тихим) пробраться на точку и натворить дел, открыв окно Mira и поснимав с усиленных стен девайсы Bandit’а. 2 ед. скорости, отличный арсенал (F2 – one love).
Montagne
Универсальность: 4/10
Уникальность: 6/10
Предпочтительная роль: Support
Montagne – оперативник с ростовым щитом, полностью закрывающим его спереди. 3 ед. защиты, арсенал – 2 пистолета (но взять, конечно, можно лишь один) да два вида гранат.
Glaz
Универсальность: 5/10
Уникальность: 5/10
Предпочтительная роль: Fragger
Glaz – снайпер, обладатель полуавтоматической снайперской винтовки и способности, увеличивающей кратность прицела и позволяющей видеть сквозь дым. 2 ед. скорости, арсенал неплохой (в том числе синергирующие со способностью дымовые гранаты).
Fuze
Универсальность: 3/10
Уникальность: 7/10
Предпочтительная роль: Fragger, Support
Fuze – 3 ед. защиты, неплохое вооружение, генерирует мемы про заложников. Способность – установка на разрушаемую поверхность кластерного заряда, взрывающего все за преградой, что не всегда хорошо сказывается на здоровье пресловутых заложников.
Blitz
Универсальность: 7/10
Уникальность: 3/10
Предпочтительная роль: Fragger
Blitz – паровозик смерти. Единственный оперативник, который может спринтить с поднятым щитом. Мало того, он с помощью этого самого щита может еще и ослеплять. Пользуется заслуженной ненавистью большого числа людей. 2 ед. скорости, арсенал классический для щитовика – пистолет, щит да гаджет.
IQ
Универсальность: 6/10
Уникальность: 4/10
Предпочтительная роль: Fragger, Support
IQ – 3 ед. скорости и неплохой арсенал, из которого, к сожалению, убрали осколочные гранаты. Способность – устройство, обнаруживающее электронику в радиусе 15 м, что довольно-таки полезно в условиях обилия ловушек. А еще можно хантить Vigil’а и Pulse’а через стены.
DLC оперативники
Buck
Универсальность: 5/10
Уникальность: 5/10
Предпочтительная роль: Breacher, Fragger
Buck – довольно сбалансированный персонаж, имеющий хороший арсенал с осколочными гранатами. Способность – подствольный дробовик, позволяющий открывать разрушаемые поверхности с расстояния. 2 ед. скорости.
Blackbeard
Универсальность: 6/10
Уникальность: 4/10
Предпочтительная роль: Fragger, Support
Blackbeard – оперативник, в прямом смысле ломающий рефлексы игроков – его голова в большинстве случаев закрыта навесным щитом, устанавливаемым на оружие. Щиток, однако, на сегодня довольно хлипкий, но свою работу делает: спасает от случайного хэдшота. Арсенал неплохой, 2 ед. скорости.
Hibana
Универсальность: 7/10
Уникальность: 3/10
Предпочтительная роль: Breacher, Fragger
Hibana – один из самых пикаемых на про-сцене оперативников. Она обладает шикарным вооружением и скоростью (3 ед.), а способность (еще один hard-breach) делает ее невероятно популярной.
Capitao
Универсальность: 3/10
Уникальность: 7/10
Предпочтительная роль: Support
Capitao – 3 ед. скорости, достойный арсенал и тактический арбалет для стрельбы дымовыми и удушающими дротиками. Берется не часто, но умелые игроки могут дать жару.
Jackal
Универсальность: 5/10
Уникальность: 5/10
Предпочтительная роль: Fragger, Support
Jackal – один из оперативников атаки, призванный сделать жизнь роумеров невыносимой. 2 ед. скорости, очень годный арсенал, а также способность: девайс, позволяющий отслеживать защитников по их следам.
Ying
Универсальность: 4/10
Уникальность: 6/10
Предпочтительная роль: Support
Ying – она обладает кластерными зарядами, только они не осколочные, а светошумовые. Арсенал достойный, 2 ед. скорости.
Zofia
Универсальность: 5/10
Уникальность: 5/10
Предпочтительная роль: Breacher, Fragger
Zofia – 2 ед. скорости, хорошее вооружение. Способность – двухствольный гранатомет, стреляющий оглушающими или ударными гранатами.
Dokkaebi
Универсальность: 7/10
Уникальность: 3/10
Предпочтительная роль: Fragger, Support
Dokkaebi – вторая часть комплекта «Сведи вражеского роумера с ума». Способность – звонок всем защитникам, что выдает их позиции звуком. Арсенал средненький (отличный ПП и такое себе основное оружие), 2 ед. скорости.
Lion
Универсальность: 8/10
Уникальность: 2/10
Предпочтительная роль: Fragger, Support
Lion – гвоздь в гроб вражеских роумеров. Его способность буквально заставляет стоять на месте всю вражескую команду, ведь если они будут двигаться – всей атакующей команде будут видны их контуры, толсто обведенные красным (по такому сложно промахнуться, не так ли?). Арсенал отличный, 2 ед. скорости.
Finka
Универсальность: 7/10
Уникальность: 3/10
Предпочтительная роль: Breacher, Fragger
Finka — 2 ед. скорости, хорошее вооружение. Примерно в день релиза Finka и Lion стало ясно, что реалистичность – это не про радугу. Итак, ее способность – это наноботы, временно увеличивающие здоровье атакующих, уменьшающие воздействие на них негативных эффектов и уменьшающие отдачу.
Распределение оперативников атаки по пикрейту и винрейту во время операции Para Bellum
Сегодня мы рассмотрели роли оперативников и поверхностно затронули их особенности. Если у Вас есть идея для следующих обсуждений – милости прошу в комментарии.