Главная / Наука и технологии / Трагедия на подводной лодке: как устроены БС-136 «Оренбург» и АС-12 «Лошарик»

Трагедия на подводной лодке: как устроены БС-136 «Оренбург» и АС-12 «Лошарик»

Еще одна печальная трагедия пополнила список фатальных инцидентов на подводных лодках России. Как пишет Интерфакс со ссылкой на Минобороны, 1 июля 2019 года — и теперь это уже официальная информация — четырнадцать моряков-подводников ВМФ России погибли в пожаре на научном подводном аппарате при проведении батиметрических измерений. Так называется оценка глубин водных объектов с помощью специального оборудования. Почему это произошло — до объявления официальных причин гадать не стоит. Это случилось как факт. Это печально. Вечная память погибшим.

Трагедия на подводной лодке: как устроены БС-136 «Оренбург» и АС-12 «Лошарик»

Гибель офицеров-подводников на «Оренбурге» и «Лошарике»

По предварительным данным, офицеры погибли в ходе выполнения штатного спуска на «Лошарике» — их отравил угарный газ, который возник в процессе возгорания, которое членам команды удалось в итоге взять под контроль.

Различные источники, включая РБК и ТАСС, пишут, что трагедия произошла то ли на подводной атомной лодке БС-136 «Оренбург», то ли на подводной научно-исследовательской станции «Лошарик». Точные подробности еще предстоит узнать, но важно другое: «Оренбург» выполняет роль носителя глубоководной атомной научной станции — подводной лодки АС-12 проекта 10831, известной как «Лошарик». То есть, это одно целое. В сентябре 2012 года в ходе экспедиции «Севморгео» подлодка-носитель БС-136 «Оренбург» вместе с научной станцией «Лошарик» достигли Северного полюса. На глубине 2,5 километров (с максимальной заявленной глубиной погружения 6 километров) были взяты три пробы скальной породы — чтобы доказать, что хребты Ломоносов и Менделеев принадлежат российской территории.

Точных схем устройства стратегических ядерных лодок, конечно, ни у кого, кроме военных, нет. Вся информация считается «предположительной», а фотографии — неофициальными.

Как выглядит подводная лодка КС-129/БС-136 «Оренбург»

Трагедия на подводной лодке: как устроены БС-136 «Оренбург» и АС-12 «Лошарик»

Трагедия на подводной лодке: как устроены БС-136 «Оренбург» и АС-12 «Лошарик»

Трагедия на подводной лодке: как устроены БС-136 «Оренбург» и АС-12 «Лошарик»

Трагедия на подводной лодке: как устроены БС-136 «Оренбург» и АС-12 «Лошарик»

Предположительное устройство подлодки «Оренбург»

А вот сравнительные размеры «Оренбурга» и «Лошарика»

Трагедия на подводной лодке: как устроены БС-136 «Оренбург» и АС-12 «Лошарик»

Трагедия на подводной лодке: как устроены БС-136 «Оренбург» и АС-12 «Лошарик»

Схемы в разрезе от drive2.com

Трагедия на подводной лодке: как устроены БС-136 «Оренбург» и АС-12 «Лошарик»

Модель «Лошарика»

Трагедия на подводной лодке: как устроены БС-136 «Оренбург» и АС-12 «Лошарик»

Схема «Лошарика» в разрезе. Водоизмещение: 1000 тонн. Экипаж: 25 человек. Длина: 75 метров

Как видите, научная станция раз в шесть меньше своего носителя. Несмотря на ее относительную известность, нигде до сих пор нет официальных фотографий «Лошарика» — только предположительные. Потому что секретный объект.

Как и зачем переделали «Оренбург»

Подводную лодку КС-129/БС-136 «Оренбург», по информации «Известий»,

«переделали в носитель мини-субмарин в 2002 году, когда лодке было уже 20 лет. С нее сняли ракетный комплекс с приборами управления и смонтировали стыковочное устройство. Причем это устройство вырезали из предыдущей лодки-носителя — БС-411, которая также имела имя «Оренбург» и была утилизирована в 2009 году».

До аварии для «Лошарика» делали «новый носитель из атомной подводной лодки (АПЛ) БС-64 «Подмосковье». Но эта лодка не намного новее «Оренбурга» — «Подмосковье» спустили на воду в 1984 году».

Почему переделали? Потому что сперва строят боевые лодки, от которых зависит обороноспособность страны. А переделать готовую лодку проще, чем построить новую — достаточно изменить несколько отсеков. Примерно так же планируют сделать с Международной космической станцией.

Подлодка АС-12 состоит из несколько сферических камер, изготовленных из титана. Снаружи такая конструкция «обернута» легким классическим корпусом. Это позволяет лодке выдерживать давление на очень больших глубинах. Напомним, это научно-исследовательская станция для исследования морского дна. Для длительных перемещений используется носитель, а в остальном «Лошарик» был способен работать самостоятельно, учитывая его способность несколько месяцев находиться под водой.

Подводные атомоходы

Атомные подводные лодки — дело серьезное. Разделение их по классификации очень строгое. Хотя «Лошарик» приписан к Северному флоту России, он не подчиняется его командованию — подчиняется непосредственно Министерству обороны и входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ. По официальной классификации АС-12 — это атомная глубоководная станция. На ее борту нет ни одного орудия или торпедной установки, только инструменты для забора грунта, гидролокатор и некоторые другие устройства, связанные с научной деятельностью. Но все прекрасно понимают, что в случае военного конфликта лодку можно переоборудовать для иных целей.

Например, для исследования инопланетных океанов. В таком случае будут использоваться исключительно роботы и жизни людей не будет ничего угрожать.

Про Aleksiy77

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика