Не секрет, что Flash игры уже давно мертвы, но их влияние на игровую индустрию сложно переоценить. Многие известные разработчики начинали с использования именно этой технологии и постепенно перешли на более серьезные движки.
В свое время «Флэш» был отличным инструментом для реализации самых смелых идей, и именно поэтому раньше выходило гораздо больше по-настоящему сумасшедших проектов. Поддержка Flash закончилась в декабре 2020 года, так что будущего у игр с использованием данной технологии уже официально нет.
В этой статье мы решили вспомнить, что из себя представляли Flash-игры и как они повлияли на современные проекты.
История возникновения
Углубляться в историю не будем, но кратко пройтись по тому, с чего начался Flash, все же стоит. Первый Flash-плеер выпустили еще в далеком 1996 году. Изначально инструмент использовали только для создания анимации и простенькой веб-графики. Постепенно его популярность выросла, а в 2000 году разработчики внедрили во Флэш полноценный язык программирования. Именно это стало отправной точкой для популяризации игр с использованием этого инструмента.
Другие разработчики и обычные геймеры могли попробовать проект и высказать о нем свое мнение.
Примерно 8 лет серьезных проектов на Flash не выходило. Любители делали миллионы игр, но только Canabalt в 2009 году стал всемирно известным и даже в итоге был включен в коллекцию Нью-Йоркского музея как достояние современного искусства. Причем там игра была в одном списке с такими легендами, как Tetris и Pac-Man. Сам по себе проект был довольно простой. Canabalt – это бесконечный «раннер», в котором вы играете за офисного работника, который выпрыгивает из окна своего офиса и просто несется на всех парах куда глаза глядят. Тем не менее именно этот проект вдохновил огромное количество разработчиков мобильных игр и подарил нам жанр «раннер».
Подборка старых чудных консолей, о которых вы не слышали
Создание Flash-игр
Технология Flash стала очень популярной за счет того, что разрабатывать игры на ней было максимально просто, и для этого не обязательно становится полноценным программистом. Этот инструмент больше подходил для дизайнеров, которые создавали красочные иллюстрации, затем оживляли их с помощью анимации, и чтобы превратить в полноценную игру дописывали несколько строчек кода. С использованием Flash это было проще простого.
Самое главное, что игры на Flash делались таким образом, что запускались на любых устройствах. Сегодня можно спокойно адаптировать проект 10 или 20-летней давности под Android и iOS, и он будет отлично работать, независимо от обновлений мобильного устройства. В то же время, если игра пишется изначально под одну из этих операционных систем, то ее придется постоянно поддерживать, потому что ежегодно выходят новые модели телефонов.
Первые проблемы
У Flash-игр была огромная аудитория. К 2010 году они смогли выйти за пределы сайтов, которые служили неким хранилищем для подобных проектов, и распространиться по всему интернету. Во многие проекты играло по 300 миллионов человек и больше, но проблемы у Flash появились именно в 2010 году с выходом iPhone 4.
В 2012 году количество Flash-разработчиков резко сократилось. Кто-то стал заниматься мобильными играми под iOS и Android, кто-то погрузился в разработку консольных игр, а аниматоры просто ушли на YouTube и завели свои обучающие каналы. При этом проблемы Flash начались не только из-за появления iPhone. Начиная с 2010 года интернет стал местом, где появилось множество разнообразных устройств, и к каждому из них нужно было адаптироваться, а создатели Flash по неизвестным причинам решили этого не делать.
В итоге Flash прожил целых 20 лет и подарил миру не только миллионы отличных игр, но еще и новые жанры вместе с подходами к проектированию. Для подобной технологии – это просто огромное время и, пожалуй, Flash – единственный пример такого явления. Как правило, подобные технологии загибаются в интернете куда быстрее.
Adobe скоро прикончит Flash, но как снова поиграть в тысячи прекрасных флеш-игр?
Конкретное влияние Flash на индустрию
Напоследок рассмотрим главные особенности Flash-игр, которые повлияли на современные игры. Список выглядит следующим образом:
- Игра Rebuild стала прародителем целого жанра мобильных экономических стратегий;
- Flash-игры всегда были онлайн. Именно они стали отправной точкой к созданию цифровых копий. Многие разработчики ААА-проектов позаимствовали у создателей флэш-игр идеи для распространения своего продукта через собственные сайты или цифровые магазины;
- Технология дала старт такому явлению, как инди-игры. Именно проекты на Flash являются, так сказать, «ванильным» инди, а не всякие рогалики и платформеры, которые начали выпускать позднее;
- Поскольку с Flash работало много дизайнеров, то именно благодаря этой технологии мир увидел множество проектов, где рисовка и анимация были на первом месте. Раньше игры делали суровые программисты, которые создавали «корявые» модели и строили все вокруг игрового процесса. Благодаря Flash игровая индустрия поняла, что игры могут быть искусством;
- Как только появились первые масштабные Flash-игры, их разработчики начали зарабатывать с помощью внедрения всяких дополнительных ништяков в проекте за реальные деньги. Таким образом они породили массу бизнес-моделей для онлайн игр. Первые из них можно видеть в тех же фермах и других экономических стратегиях, где за деньги можно было ускорить строительство здания или моментально его улучшить;
- В какой-то мере Flash даже помог появлению Kickstarter и краудфандига. Дело в том, что в какой-то момент для создания масштабных Flash-игр разработчикам нужны были деньги. И, как правило, просили они их в онлайне у разных компаний. Помимо этого, они устраивали сбор средств на своих сайтах, и поклонники анонимно давали им средства на разработку.
Многим только кажется, что Flash – это какая-то «серая лошадка» в игровой индустрии, которая интересна очень узкому кругу лиц. На самом деле это одна из тех «колон», которая держала игровую индустрию в начале 2000-х и сделала все возможное, чтобы она дожила до наших дней.
Многие дизайнеры и разработчики с появлением Flash не просто получили работу, они, благодаря одной технологии, построили себе очень успешные карьеры и сегодня продолжают радовать нас играми в разных жанрах. Кто знает, возможно, если бы не появление Flash, то современных игр бы и вовсе не было. Или их бы продолжали делать только опытные инженеры-программисты в ограниченном количестве и только на физических носителях.
А как вы относитесь к Flash-играм и в какие проекты играли? Напишите об этом в комментариях, поностальгируем вместе.