Вопрос о вреде быстрой зарядки не перестаёт будоражить умы пользователей с момента её появления. Сложности ему добавляет обилие технологических решений от разных производителей. Ведь одно дело, когда стандарт быстрой зарядки один как у всех iPhone, и совершенно другое, когда их по меньшей мере с десяток, как на современных Android-смартфонах. Это вызывает закономерный интерес пользователей, которые полагают, что, если технологий несколько, значит, среди них есть объективно лучшая и объективно худшая. Но это большое заблуждение.
Если вам лень читать всю статью, отвечу сразу: нет, быстрая зарядка не вредит вашему смартфону. Поэтому можете смело подключать свой аппарат к блоку питания высокой мощности и ни о чём не переживать. А тем, кому интересны подробности, предлагаю читать дальше.
Как изнашивается аккумулятор
Начать предлагаю с определения понятия вреда, которым мы можем руководствоваться при изучении такого явления, как быстрая зарядка.
Ресурс аккумулятора измеряется в циклах зарядки, которые он способен вынести до того, как наступит его физический износ, и он уже не сможет накапливать энергию в соответствии с заявленной ёмкостью. Как правило, современные смартфоны обладают ресурсом в 500 циклов. Один цикл – это полная разрядка и полная зарядка смартфона. То есть, чтобы счётчик уменьшился на один, нужно, чтобы аккумулятор один раз разрядился в 0 и зарядился до 100%. Потеря доступных циклов и есть – условный вред, поскольку на аккумуляторе не появляются никакие рубцы или трещины от слишком быстрой зарядки.
У аккумулятора банально нет других ресурсов, которые он мог бы потерять, кроме ёмкости. В этом смысле очень уместна ассоциация с чайником, на котором появляется накипь. Чем больше воды вы кипятите в чайнике, тем более толстым слоем накипи он будет обрастать и тем меньше воды в будущем сможет в себя вместить. Но если чайник можно прокипятить с лимонной кислотой, с аккумулятором такой трюк не пройдёт.
Циклы зарядки аккумулятора
Циклы – это единственное, что аккумулятор теряет в процессе зарядки, а значит, каждый сеанс быстрой зарядки должен отнимать не по 1, а по 2 цикла, не так ли? Однако при всём желании вы нигде не найдёте такой информации. Поэтому ещё раз: нет, быстрая зарядка не провоцирует более быстрого износа аккумулятора. Потому что, если бы это было правдой, ни один вменяемый человек не стал бы пользоваться быстрой зарядкой, а производителей быстро засудили бы и обанкротили их, если бы они только попытались умолчать эту информацию.
Но ничего такого, как видите, сегодня не происходит. Производителей судят за умалчивание о замедлении смартфонов с изношенными аккумуляторами, но не судят за быстрый износ аккумуляторов. Думаю, это о многом говорит.
Очень хорошо природу аккумуляторов демонстрируют электромобили Tesla. Производитель не боится предлагать владельцам фирменных авто сверхбыструю зарядку, которая позволяет полностью зарядить их всего за 10-20 минут в зависимости от модели. А аккумуляторы там, заметьте, явно больше 5000 мА*ч, которые устанавливаются в современные смартфоны. Почему-то Tesla не боится заряжать их быстро, но зато настоятельно рекомендует заряжать батарейку по частям и советует избегать полной зарядки.
Как надо заряжать смартфон
Оптимальной отметкой, до которой Tesla рекомендует заряжать свои электромобили, является 80%. Это позволяет медленнее расходовать ресурс аккумулятора, потому что в этом случае расходуется не полный цикл, а только его часть. Кроме того, лучше не доводить зарядку ниже 20%. В этом случае ресурс, который придётся восполнять смартфону, будет больше, и вместо условных 0,5 циклов он израсходует 0,7 или даже 0,9.
То же условие применимо и к смартфонам, несмотря на то что их аккумуляторы, казалось бы, должны отличаться от автомобильных. Но нет. Эксперты рекомендуют заряжать смартфоны до 80% по тем же самым причинам. А поскольку уследить самостоятельно за уровнем заряда практически невозможно, рекомендуется использовать приложение AccuBattery, о котором я рассказывал не так давно. Оно будет уведомлять вас о необходимости отключить смартфон от розетки, как только он достигнет заданного уровня зарядки, а также позволит отследить текущий износ аккумулятора.