Малоизвестные разработчики распотрошили, вывернули, набили мусором и выставили ваше детство на продажу за 4к рублей. Мы собрали все их преступления и позоры в один тред.
Rockstar давно планировала выпустить отреставрированные версии трех первых игр серии GTA. Трилогии, открывшей эпоху полноценной трехмерности и безумия в реалистичном открытом мире.
Чтобы выпустить GTA: The Trilogy к юбилею серии, пришлось частично оставить поддержку Red Dead Online. Параллельно ремастеру The Trilogy велась переработка GTA 5 для нового поколения консолей.
Юристы и приставы атаковали датамайнеров и создателей модификаций, специально обученные люди следили за релизами фанатских переделок игр – ничто не могло нарушить план разработки и релиза. Но результат оказался очень слабым. Выхорд трилогии не просто расстроил фанатов, а кое-где напрямую навредил разработчикам и издательству. Что и предрекал босс Take-Two.
Неудачный выбор движка
За разработку GTA: The Trilogy взялась Grove Street Games. Никогда про нее не слышали? Ранее студия называлась War Drum Studios. Это опытная небольшая команда, уже 15 лет ассистирующая различным крупным студиям. Занималась портированием игрушек с ПК на iOS и Android.
Команда впервые столкнулась с необходимостью разработать игру для ПК. Перед разработчиками встал выбор: переделать все три игры с нуля или потрогать только визуал, оставив внутренности целыми. Они выбрали второй вариант, выпустив игры с использованием двух движков. За графику отвечает Unreal Engine 4, за все остальное – старенький RenderWare.
Ходят слухи, что создание ремастеров-переносов начинала Rockstar Dundee, ранее называвшаяся Ruffian Games. Но, похоже, тем разработчикам не хватило опыта совсем. Учитывая сложность и важность разработки, наверняка каждая внутренняя студия Rockstar так или иначе приложила руку к продукту.
Исходники – мобильные игры
Пойдя путем наименьшего сопротивления, Grove Street Games решила портировать на ПК и консоли мобильные порты GTA. Распространенная практика, так делают многие разработчики, так как слишком много технических проблем возникает при создании ремастеров. И часть из них уже решена в версиях для портативных устройств. К примеру, мобильная версия San Andreas вышла на Xbox 360 и PS3… Окей, не лучший пример. Вот там сломанно абсолютно все.
На самом деле, Rockstar давно и стабильно занимается ремастерами под консоли, просто никогда их не называла таковыми. Например, для Xbox Original вышли улучшенные версии GTA 3 и Vice City. Текстуры, полигоны, звук, детализация – затронуто все. Разработчики так запарились, что сделали для тачек полноценные трехмерные движки, а также разделили и АНИМИРОВАЛИ пальцы у героев.
Так вот, Grove Street Games работала не над улучшением оригинальных игр, а подгонкой мобильных даунгрейдов под современные системы. Это одна из причин, почему ценители серии искренне недовольны сборником за 60 баксов.
Слитый код
Первый значительный косяк Grove Street Games, который проступил еще до официального запуска игры. В дистрибутив попали исходники геймплейных скриптов. Огромный бесценный файл.
Там все. Вообще все: кто разрабатывал, как разрабатывал, чем разрабатывал, какие были отношения между разработчиками – они не стеснялись переругиваться в комментариях к коду.
Именно из него мы и получили подтверждение, что в основе ремастеров лежат мобильные версии. В файле полно упоминаний виджетов, разнообразных мобильных механик и странных решений, которые никогда не пришли бы в голову программистам Rockstar, вроде редактирования движка вместо исправления скриптов.
Паника Rockstar
После релиза Rockstar отрубила Rockstar Launcher. Можно считать, что сервис обрушили миллионы фанатов, готовые разорвать весь мир ради возможности сыграть в тяп-ляп ремастеры игр 20-летней давности.
Но мы-то знаем, что Rockstar попыталась экстренно вырубить игрокам доступ к дистрибутиву, чтобы они не копались в исходниках – иначе зачем издатель дополнительно закрыл продажу ПК-версии? На исправление лаунчера ушло 30 часов, на возвращение игры в продажу – еще больше.
А что там такого важного? Кроме ценной информации про внутренние дела студии, в коде остались: выключенный знаменитый мод Hot Coffee, нарушающая авторские права музыка, инструменты, ранняя документация и прочие штучки, грозящие неиллюзорными проблемами издателю.
Вероятно, тех, кто уже копается в скриптах, ждут суды и баны – очень в стиле Rockstar. Игроков на стационарных консолях проблема доступа не коснулась, так что они спокойно наслаждаются игрой, в том числе через подписку Xbox.
Нюдсовый макияж кисточками GTA 5
Технические проблемы и даунгрейд – это все неприятно. Но ведь графика явно улучшена, так ведь? Облака новые, небо ярче, огни мягче, текстуры четче, теплые фильтры налеплены в манере лучших версий консольных релизов. Спросите любого случайного человечка, глянувшего хотя бы дюжину уроков по разработке на UE4, – он расскажет, почему ремастеры в 10 раз лучше оригинала и отметит труд разработчиков.
И будет не совсем прав. Значительная часть ассетов взята из GTA 5. Для всех трех игр. Об этом прямо заявил глава разработки. Переработка оставшихся 100 тысяч незаменимых оригинальных текстур прошла так – текстуру апскейлят нейросетью, перекидывают на Unreal Engine 4 и подмазывают вручную, чтобы модели не выглядели пластиковыми.
Значительную часть работы выполнили ребята с аутсорса. Перекрученные модели персонажей, распухшие туловища, сломанные костюмы, пропавшие детали, опечатки на вывесках и безумная анимация – это все их труд. Простим же их, ибо делали они свою работу, не видя всей картины целиком.
Небрежный перенос
Несмотря на все усилия и сроки, трилогия GTA работает из рук вон плохо. Она недостаточно оптимизирована, местами сломана, наследует баги всех предшествующих версий. Геймплейных изенений мало. Мы получили колесо оружия, подсветку противников и новую мини-карту прямиком из GTA 5.
Улучшение спорное и даже бездумное. К примеру, возьмем самую устаревшую часть, GTA III. Играть в нее тяжело: чахлый сюжет, однотипные миссии, завышенная сложность. Да, Либерти-сити все еще огромен, но в 2021 году здоровенный игровой мир не впечатляет, особенно учитывая перспективу пройти по Сан-Андреас и Вайс-сити. А новая трехмерная карта скорее мешает геймплею, опрокидывая некоторые оригинальные задумки.
Что можно было исправить – не исправлено. Что не нужно – изменено. Разработчик даже не поправили ручную систему сохранений. Иногда она работает, иногда нет. Также разработчики решили не улучшать звуки автомобилей, стрельбы, управление автомобилями или физику их движения. Оправдание стандартное – все исходники давно потеряны. Наслаждайтесь сжатым звуком от мобильных версий, в то время как существуют пресловутые исправленные версии для Xbox.
Уничтоженная атмосфера
Создатели GTA: The Trilogy клялись, что сохранили атмосферу игр. Мол, запускаете ее, а она такая же, как в голове. Абсолютное совпадение. Рычим, бросаем мышку в экран, запускаем ту самую версию со старенького диска – и понимаем, что ошиблись, что нам (в)вернули ощущения 00х в красивой современной оболочке.
Такое происходит только в качественных и аккуратных ремастерах. В конкретном случае не сработало. Оригинальные разработчики пользовались уникальными приемами, свойственными для 3D-игр начала века. К примеру, вот гипертрофированные модели персонажей. Почему жестокие бандиты и мафиози выглядят как персонажи мультфильмов с распухшими головами и руками? Почему Вайс-Сити светится розовым? Почему Сан-Андрес желтый? Все ради выразительности. Это визуальная анестезия, чтобы игрок забыл про шероховатости, погрузился в игровой мир и полюбил героев на выпуклом экране старого жирного монитора,
Дизайнеры GTA оказались умными и изобретательными дядьками на всех фронтах изобразительного искусства – от постановки до визуала. Именно особый подход к стилю помог им обойти Driver, True Crime и другие игровые серии, уже давно умершие. Не говоря уже про умелое применение геймплейных находках и подачу материала в духе актуального кино.
Представьте, что гениальный художник вытягивает из себя душу, укладывая на полотно. Время идет, результат кажется уже не таким привлекательным. Но продукт все еще содержит душу творца, которую можно вернуть обратно к миру из-под налета времени. Всего-то пара аккуратных подтяжек, дополнительных мазков и… Ка-бум.
Вырезанная музыка
Итак, снова про атмосферу. Всемогущая Rockstar без стука заходит к стримерам, вырывает глотки фанатским ремастерам, покупает пачку диджеев и музыкантов для GTA Online. Но сегодня она не смогла вернуть права на старенькие композиции. И вырезала их к чертям.
Пластилиновый ад
Осенью 2021 года мир получил монстра Франкенштейна. Он живет на двух движках – один позволяет запустить игру на современных системах, другой приводит ее в движение. Движки конфликтуют, на экране проступают 45 гигабайт липкого пластилинового добра.
Даже самые крупные энтузиасты видеоигр жалуются на технические проблемы и глитчи, припрятав фирменные 12/10 до лучших времен. Самые лояльные игровые издания выпускают рецензии с оговоркой, что релиз сойдет для новичков, никогда не игравших в GTA. Ну, старики, младенцы. Возможно, дельфины или специально обученные коты оценят труды Grove Street Games.
Игроки ответили четко и ясно, обрушив рейтинг обновленной трилогии ниже 1 балла.
Почему? Rockstar запретила фанатские графические модификации с переносом на Unreal Engine, удалила оригинальные игры из магазинов, заменила их на мобильные порты, провела рекламную кампанию с фейковыми материалами, вырезала музыку, мультиплеер, пасхалки, уничтожила оригинальный стиль персонажей, сэкономила на тестерах, на дизайнерах, а затем еще и закрыла доступ к игре из-за неряшливости разработчиков, забывших в файлах игры все данные о разработке.
Что делать игрокам с ПК? Либо играть на взломанных версиях, либо требовать возврат. Потребовать возврат очень нелегко, сама компания упорно отказывает в рефанде, но возвращение средств можно запросить у платежного оператора.
Рецепт, опробованный Reforged, снова оказался беспроигрышным способом подорвать доверие геймеров. И без шансов на исправление ситуации.
Самое удивительное в этой истории – Rockstar давным-давно выпустила официальные улучшенные версии всех трех игр. Вы до сих пор можете сыграть в них с помощью функции обратной совместимости на Xbox Series X|S.