Облачный сервис Stadia едва успел появиться, а аналитики уже пророчат ему скорую смерть. Предзаказы низки, и даже сами разработчики, кажется, не до конца понимают, зачем Stadia нужен.
Во время заполнения страницы Football Manager 2020 передо мной встала дилемма: добавлять или нет Stadia в список платформ.
А что такое Stadia? Несомненно, платформа, причем уровня консолей. Только не существующая – она не занимает место под телевизором, не греется и не проявляет никаких признаков жизни, кроме как позволяет пользователю играть в ограниченный набор игр и дышать электронным воздухом. Так заявлено в релизном трейлере.
Сервис, платформа или виртуальная консоль?
Анонс Stadia оказался если не просто ложью, то точно неоформленной концепцией: видимо, никто в Google не имел четкой картины ни о самом продукте, ни о способах его представления. Так что можно выбросить из головы все ранее заявленное. На адекватный сервис Stadia явно пока не тянет.
На данный момент Stadia позволяет некоторым жителям Северной Америки и Европы играть через облако в ограниченный набор игр, среди которых такие ресурсоемкие хиты, как уже упомянутый Football Manager 2020 и Grid с режимом на 40 человек.
Stadia сосет Интернет
В ходе многочисленных тестов от самых разных контор выяснилось, что сервис жрет в 1080p 100 Мбайт/минуту, а 4K уже около 300 Мбайт/минуту. Соответственно, за час игры в Football Manager 2020 вы потратите около 20 Гбайт. Как жители страны широких возможностей мы только усмехнемся, а вот многие американцы и британцы используют тарифы с ограниченным трафиком, хоть и очень внушительным – до 1 терабайта на месяц.
Если играть где-то два часа в день в течение месяца, весь трафик уйдет только на игры. Хотя подождите – жители крупных городов тоже вернулись на пакеты из-за распространения беспроводных сетей, а многие отечественные провайдеры ограничивают скорость после достижения определенного лимита.
Игровой стриминговый сервис Stadia от Google: какие перспективы у облачного гейминга?
Под анонсом Stadia участники Coop-Land достаточно активно обсудили перспективы платформы, заодно подметив, что она будет жрать много трафика. Но все же кое-что удивляет – западные игроки активно жалуются на сервис и не хотят переходить с дешевых тарифов на дорогие. Google же считает, что провайдеры придумают особые тарифы для подписчиков Stadia.
Подводные камни от критиканов
А теперь припомним критиков и других энтузиастов от мира видеоигр. Вот они называют запуск полной катастрофой. Почти каждый обзорщик сравнивает Stadia c Project xCloud, и первая, по сравнению с тестовой версией (!) xCloud, выглядит сырой, у платформы случаются серьезные проблемы с задержкой вывода, магазин предлагает очень мало игр, а гейминг отравляет охапка технических проблем и отсутствие заявленных фич – игрокам не хватает достижений и возможности залететь в игру со стрима на youtube.
Например, The Guardian со своей британской позиции подмечает, что Stadia стоит как половина нормальной домашней консоли, 119 фунтов (129 баксов для США), в то время как за 200 фунтов можно найти Xbox One или PS4.
Project xCloud против Google Stadia: Microsoft уверенно лидирует в битве облачных сервисов
При этом Stadia не обгоняет по производительности указанные консоли, несмотря на указанные 10 терафлопс – наслаждаться Red Dead Redemption 2 можно только с частотой 30 кадров/с и 1440p.
Самый подробный анализ выкатили спецы из Digital Foundry – у них Ultra HD не работает с подключением в 30 Мбит/с. Впрочем, это уже проблема британских провайдеров – они, как и их отечественные коллеги, снижают скорость подключения тем абонентам, кто расходует много трафика.
Неубедительные плюсы
Главная положительная характеристика Stadia – все заявленные проекты играбельны хотя бы в одиночных режимах. Но есть один важный нюанс – тестеры играли, конечно, с использованием 4K HDR, но в ряде случаев получали сжатую картинку более низкого качества. Так что на больших экранах сервис не достигает успеха, а вот на смартфонах все хорошо.
Второстепенный плюс Stadia – отдельно подключаемый к сети контроллер, который помогает снизить пинг до оптимального уровня. Но не всегда контроллер подключается как надо, иногда требуя Chromecast Ultra.
Фактически только Digital Foundry провели полноценный обзор и оценили платформу едва ли не выше xCloud, но с оговорками. Например, картинка разрывалась даже с каналом 200+ Мбит/с. И тестировалась подписка Stadia Pro.
Сервис Google Stadia когда-нибудь станет бесплатным и интересным, но не в этом году
С другой стороны, сервис требует немалых денег и не показывает никакой практической пользы: облачные технологии должны расширять возможности всех игр, а не только Grid. Судя по всему, Google не сможет обеспечить в ближайшее время новую платформу эсклюзивами, которые бы реализовали огромные миры с тысячами персонажей.
Есть ли у Stadia будущее?
Инсайдеры также намекают, что у Stadia проблемы на запуске не только с технической стороной, но и с финансовой: предварительные заказы куда ниже ожиданий. Кое-кто даже не стесняется называть запуск провалом. Впрочем, Google не собирается сразу закрывать проектa, а сперва постарается поднять новинку на ноги.
Но разработчики уже сомневаются в будущем. Поэтому Google требуется либо изменить подписку, либо найти нишу для сервиса, который будет поджимать Microsoft, Sony и еще несколько конкурентов, о которых вы можете прочитать в статье с подборкой подобных сервисов.
Так есть ли у Stadia хоть какие-то значимые преимущества? Ни игроки, ни обзорщики их не нашли. Обе стороны похвастались провайдерами, и оказалось, что 60 Мбит/с у Кремниевой долины сильно качественней, чем 300 Мбит/с за океаном. Но до светлого цифрового будущего нам еще далеко.
Несомненно, это интересная информация, но все что сейчас может предложить сервис – странный трейлер на запуске и немного свободного места под телевизором. При этом целевая аудитория Stadia может позволить себе и стандартную консоль, и игры. Основные консоли предлагают уже обкатанные стриминговые сервисы, поэтому в покупке полного пакета Stadia и имеющихся там игр нет никакого смысла.
А те, кто купит подписку и попытается перейти на бесплатную, лишатся доступа к бесплатным играм Stadia Pro и играм, купленным по акциям, при этом игры стоят дороже, чем на Amazon. Чего уж тут напоминать про вторичный рынок консолей.
Может, разработчики смогли добавить смысла своему творению? В трейлере сказано, что Stadia не пахнет, в отличии от ПК и консолей. А геймеры летают по играм, забравшись в задницу мужика, похожего на байдарку. Увы.